Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
Хлеборобная средняя

общеобразовательная школа №5 

"Если ребенку удается добиться успеха в школе,                                                                                                                                    у него есть все шансы на успех в жизни"                                                                                                                                                     У. Глассер

e-mailИнстаграмyoutubetwitter

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО РАЦИОНА И РЕЖИМА ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ ХЛЕБОРОБНАЯ СОШ№5

15 апреля 2022 г.

Актуальность проблемы

В последнее время все большее число людей становится сторонниками здорового питания. Еще Гиппократ утверждал, что пища - лучшее лекарство, ведь человек рождается здоровым, а все болезни приходят вместе с пищей. Еда может не только утолить голод, но сохранить и поправить здоровье. Между едой и лекарством принципиальной разницы нет.

Правильное питание – важнейшая потребность человека. Сбалансированный рацион питания способствует правильному пищеварению, обеспечению потребностей организма в энергии. Исходя из данных Всемирной организации здравоохранения, молодые люди до 30 лет составляют свыше 35% населения в мире. В последние годы ВОЗ отмечает снижение показателей здоровья среди молодого поколения, большую часть которого составляют учащиеся и студенты.

Из литературных источников известно , что демографические и социально-экономические тенденции, а также неблагоприятная экологическая ситуация повлекли за собой ухудшение здоровья детского населения. В последние годы негативная динамика показателей здоровья детей и подростков приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом заболеваемости, особенно заболевания органов пищеварения. Среди причин возникновения проблем со стороны желудочно-кишечного тракта важную роль играют всевозможные нарушения организации питания. Наиболее значительный прирост заболеваний происходит в период школьной жизни – от 6 до 18 лет. В сложившихся условиях особую актуальность приобретает усиление среди школьников мер первичной и вторичной профилактики, ориентированных как на предупреждение возникновения заболеваний, так и на предотвращение уже имеющихся обострений.

Цели и задачи

Цель: Выявление отношения старшеклассников МБОУ Хлеборобная СОШ№5 к пищевому рациону и режиму питания.

Задачи: 

1. Провести литературный обзор по проблеме соблюдения пищевого рациона и режима питания среди подростков.

2. Провести анкетирование учащихся старших классов школы для выявления отношения к пищевому рациону и режиму питания.

3. Установить отношение учащихся старших классов школы к пищевому рациону и режиму питания по итогам анкетирования.

Питательные вещества и пищевые продукты

Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности его организма (Волков, 2001).

Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения. В рационе ребенка школьного возраста, по мнению Зайцевой В.  обязательно должны присутствовать следующие продукты: молоко или кисломолочные напитки, творог, сыр, рыба, мясные продукты, яйца.

Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника. Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.

Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:сливочное масло, растительное масло, сметану.

Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна. Суточная норма углеводов в рационе школьника – 300 - 400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г (Лубышева Л.И. ).

Необходимые продукты в меню школьника:хлеб или вафельный хлеб, крупы, картофель, мед, сухофрукты, сахар.

Лубышева Л.И.  отмечает, что продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма. В рационе школьника также обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.

Установлено , что особым вопросом в питании школьников является применение при приготовлении пищи так называемых пищевых добавок, к которым обычно относят консерванты, антиоксиданты, стабилизаторы и красители. Эти вещества добавляются в пищу, чтобы придать ей необходимую консистенцию, вкус и запах. Многие из применяемых в настоящее время пищевых добавок, такие, как соль, уксус, желатин, перец, используются на протяжении многих веков, они всем известны, и их безвредность при приготовлении пищи ни у кого не вызывает сомнений. В то же время многие из пищевых добавок, которые стали применяться лишь в последнее время, часто вызывают определенные возражения из-за опасности возникновения болезненных и аллергических реакций на пищу у детей.

Это следует иметь в виду при организации питания учащихся в наших школах. Добиться кардинальных изменений к лучшему в этой сфере можно только на пути промышленного приготовления стандартизированных школьных завтраков, а также специальных продуктов и напитков, которые соответствовали бы требованиям современной науки о питании человека.

Режим питания и основные требования к пищевому рациону

Яценко В.Н. отмечает, что режим питания включает время и количество приемов пищи, интервалы между ними, распределение суточного пищевого рациона по энергоценности, качественному составу, набору продуктов и массе по приемам пищи. Режим питания детей школьного возраста предусматривает четырехразовый прием пищи через 3,5 – 4 часа с распределением ее энергоценности и с учетом учебных занятий в первую и вторую смену.

В основу режима питания должны быть положены четыре принципа: постоянство приемов пищи по часам суток, дробность питания в течение суток, максимальное соблюдение сбалансированности пищевых веществ при каждом приеме пищи и правильное физиологическое распределение количества пищи по ее приемам в течение дня. Наиболее полезен такой режим, когда на завтрак приходится около трети общего количества суточного рациона, на обед - несколько более трети и на ужин - менее трети. Важно, чтобы время между завтраком и обедом, а также между обедом и ужином составляло 5-6 часов. После ужина до начала сна должно пройти 3-4 часа.

Основные требования к пищевому рациону:

- энергетическая ценность рациона должна компенсировать энергозатраты организма, а в раннем онтогенезе – обеспечивать процессы роста и развития;

- оптимальное количество сбалансированных между собой пищевых и биологически активных веществ;

- хорошая усвояемость пищи, зависящая от состава и способа ее приготовления;

- высокие органолептические свойства пищи (внешний вид, вкус, запах, цвет, температура);

- разнообразие пищи;

- способность пищи создавать чувство насыщения за счет объема, состава и кулинарной обработки;

- санитарно-эпидемическая безупречность и безвредность пищи.

Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

7-10 лет – 2400 ккал

11-13 лет – 2400 -2600 ккал

14-17лет – 2600-3000ккал

если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

За простыми словами «школьное питание» стоит здоровье детей. Различные болезни органов пищеварения у детей и подростков, по данным валеологов, занимают 3-е место. Одним из важнейших факторов сохранения здоровья учащихся является организация правильного питания не только дома, но и в школе, где дети проводят большую часть времени. Врачи считают, что ухудшение здоровья детей и подростков связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическими загрязнениями окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни.

Изучив литературные источники на тему здорового питания школьников, сформировался вывод ;

– есть не менее четырех раз в день, на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Отличное время для перекуса между 15 и 16 часами. Это должна быть легкая закуска: орехи, яйца, овощи, миндальное или кокосовое молоко.

 сбалансированность основных «строительных элементов»; белков, жиров, углеводов, микроэлементов, витаминов, клетчатки, присутствие необходимых гормонов и витаминов.

для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда.

– в пищевом рационе школьника должна присутствовать клетчатка, смесь трудно перевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.

процесс приготовления пищи должен проходить так, чтобы сохранить в продуктах максимум питательных веществ, поэтому лучше готовить пищу на пару, варить или тушить; от жареной пищи лучше отказаться.

- тщательно пережевывать пищу, не торопиться во время еды.

-   больные десны или кариозные зубы – дополнительный источник инфекции, которая создает дополнительную нагрузку не только на иммунную систему, но и на весь ЖКТ в целом.

- рекомендуется не пить во время еды и сразу после приема пищи: необходимый интервал – полчаса.

- самое основное правило здорового и полезного питания, по моему мнению, заключается в том, чтобы позволять себе все, что хочется, но понемногу. Тогда даже вредные и высококалорийные продукты и блюда, не нанесут вреда здоровью и позволят сохранить иммунитет.

«Еда — естественная потребность человека, праздник жизни и, конечно, культура. Только вам решать, какая культура питания будет вокруг вашего стола». (Юлианна Плискина, психолог и эксперт по здоровому питанию)Состояние здоровья нашего организма напрямую связано с тем, что мы едим. 

ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объекты исследования

Для проведения исследования проведен опрос учащихся 1-11 классов МБОУ Хлеборобная СОШ№5  с пятого по одиннадцатый класс. Эксперимент проводился в апреле 2022 года. В нем приняли участие 104  ученика  и 20 родителей школы. В предварительной беседе с участниками эксперимента было получено их добровольное согласие.

Было проведено анонимное анкетирование с целью выявления отношенияк режиму питания и выявления их пищевого рациона.

Методы исследования

  1. Анкетирование

  2. Сравнительный анализ

Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого.

Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.

Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.

При составлении вопросов анкеты следует руководствоваться требованиями, проверенными на практике и повышающими их обоснованность и надежность.

Анкета № 1 «Принципы рационального питания»

Подчеркните нужное:

1. Где вы обычно первый раз принимаете пищу –

а) дома,

б) в школе.

2. Присутствие первых блюд в вашем ежедневном меню –

а) обязательно;

б) желательно;

в) как получится;

г) стараюсь не есть первое.

3. Я принимаю пищу –

а) в определенные часы;

б) почти всегда в одно время,

в) за исключением каких-либо экстраординарных случаев,

г) как получится.

4. Перерыв (имеется в виду ночной) между последним и первым приемом пищи –

а) примерно 12 часов,

б) более 12 часов,

в) менее 12 часов.

5. Я ужинаю не позже –

а) 18.00;

б) 20.00;

в) 22.00;

г) позже 22.00.

6. Перед сном я могу –

а) плотно покушать,

б) легко перекусить,

в) что-нибудь попить,

г) ничего не есть обычно.

7. Я предпочитаю блюда –

а) отварные,

б) запеченные,

в) жареные,

г) разные.

8. Между основными приемами пищи я люблю перекусить –

а) фруктами,

б) бутербродом с чем-нибудь существенным,

в) сладким.

9. Мама считает, что у меня аппетит –

а) излишний,

б) хороший,

в) нормальный,

г) плохой.

10. Я ем свежие овощи, ягоды и фрукты –

а) ежедневно сколько хочу;

б) каждый день, но меньше, чем хотелось бы;

в) не каждый день;

г) редко.

11. Я ем сладкие кондитерские изделия –

а) ежедневно сколько хочу;

б) каждый день, но меньше, чем хотелось бы;

в) не каждый день;

г) редко.

12. В школьной столовой готовят –

а) вкусно;

б) есть можно;

в) не вкусно;

г) ужасно.

Все пункты анкеты № 1 направлены на выявление соответствия питания школьников критериям рациональности.

Анкета № 2 «Пищевые предпочтения учащихся 1 – 11 классов принципам рационального питания»

Впишите нужное:

1. Ваши любимые продукты и блюда

 

2. Что вы считаете желанным деликатесом?

 

3. Ваши самые нелюбимые продукты и блюда:

 

4. Какие продукты, по-вашему, наиболее полезны?

 

5. Какие продукты, по-вашему, наиболее вредны для здоровья?

 

Для обработки данных анкетирования использован метод контент-анализа. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

В анкетах пункты были разделены на следующие категории:

1-я категория

(1 балл)

2-я категория

(2 балла)

3-я категория

(3 балла)

4-я категория

(4 балла)

1 – 5 (а)

6 (г)

7 – 8 (а)

9 (в)

10 (а)

11 (г)

12 (а)

2 – 5 (б)

6 (б)

7 (г)

8 (б)

9 (б)

10 – 12 (б)

2 – 3 (в)

5 – 6 (в)

7 (б)

9 (г)

10 (в)

11 (в)

12 (в)

1 (б)

2 – 3 (г)

4 (в)

5 (г)

6 (а)

7 (в)

8 (в)

9 (а)

10 (г)

11 (а)

12 (г)

1-я категория – идеально соответствует нормам рационального питания,

2-я категория – условно соответствует нормам рационального питания,

3-я категория – не достаточно соответствует нормам рационального питания.

4-я категория – абсолютно не соответствует нормам рационального питания.

В анкете №2 ответы распределялись по тем же категориям в соответствии со следующим принципом:

1-я категория – предпочтение фруктов, овощей, морепродуктов, кисломолочных продуктов; отварных, печеных, тушеных и свежих блюд; продуктов, богатых витаминами (печень, яйца, зелень) и т.п.

2-я категория – предпочтение наряду с вышеуказанными продуктами менее полезных блюд (острых, жирных, жареных, кондитерских сладких мучных и т.п.), полезные продукты не отвергаются;

3-я категория – предпочтение сладостей, копченостей, жареных, острых, жирных, консервированных блюд, наряду с употреблением полезной пищи, возможно неприятие некоторых полезных продуктов при предпочтении других;

4-я категория – неприятие пищи, рекомендуемой для данного возраста и предпочтение продуктов, не пригодных для детского питания или не рекомендуемых для здорового питания в любом возрасте.

За определенный уровень соответствия результатов здоровому образу жизни были условно приняты следующие количества баллов:

от 37 до 62 баллов – низкий уровень соответствия ЗОЖ;

от 28 до 36 балла – средний уровень соответствия ЗОЖ;

менее 28 – высокий уровень соответствия ЗОЖ.

Метод сравнительного анализа – это метод анализа объектов, при котором производится сравнение нового состояния объекта со старым состоянием или сравнение состояния одного объекта с другим, с которым сравнение может быть уместным. Сравнительный анализ является одним из основных методов, применяемых в научных исследованиях.

Сравнительный анализ – специфическая методологическая процедура, обеспечивающая расчленение сравниваемых явлений на составляющие, их познание и сравнение друг с другом с целью определения их сходств и различий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ медицинских карт обучающихся

В ходе организации исследования проведено изучение медицинских карт учащихся старших классов школы совместно с медицинским работником. По итогам изучения медицинских карт установлено, что среди учащихся школы имеются нарушения здоровья, в 1-11 классах данных лишь 3 % учащихся в 1-ом классе здоровы, во 2-ом классе -2,5%, в 3-ем классе-3,5%, в 4 –ом классе – 4,5%, в 5-ом классе – 4,2%, в 6-ом классе-3,2%, в 7-ом классе – 4,2%, в 8-ом классе – 4 %, в 9-ом классе-3,6%,  в 10-ом классе – 8 %, а в 11-ом классе – 1 % здоровых учеников . Во всех классах физическое состояние школьников неудовлетворительное. В среднем, лишь 3 человека из каждого класса считают себя здоровыми, не имеющими каких-либо заболеваний. Самые распространенные заболевания – сколиоз, нарушение осанки, остеохондроз. 35 % респондентов имеют хронические заболевания.На основании полученных данных можно предположить, что старшеклассники школы достаточно требовательны в отношении своего пищевого рациона и режима питания.

Результаты соотношения показателя здоровья учащихся 1-11 классов (%)

 

 

 

Анкетирование

Анализ данных анкеты № 1 «Принципы рационального питания» показал, что:

  1. Уровень здорового образа жизни соответствует следующим данным

  • Низкий уровень ЗОЖ – 5% респондентов

  • Средний уровень ЗОЖ – 49% респондентов

  • Высокий уровень ЗОЖ – 46% респондентов

Рис. 1 Уровень соответствия питания школьников требования ЗОЖ

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников школы ведут здоровый образ жизни, а характер их питания соответствует критериям рациональности питания.

  1. В качестве отклонений от принципов рационального питания среди ответов респондентов следует отметить :

  • избыточное потребление сладкого – 19% анкетируемых,

  • невозможность получать желаемое количество фруктов – 11%,

  • обильный прием пищи перед сном – 19%,

  • предпочтение жареных блюд – 3%,

  • несоблюдение режима питания – 46%,

  • отсутствие первых блюд в рационе – 49%,

  • поздний ужин (после 22.00) – 19%.

Рис. 2 Отклонения от принципов рационального питания

Таким образом, из числа нарушений рационального питания чаще всего встречается: несоблюдение режима питания (между последним и первым приемом пищи проходит менее 12 часов) – 46% респондентов; отсутствие первых блюд в рационе питания – 49%. Скорее всего это связано с особенностями режима дня учащихся. Большинство из старшеклассников – подвозимые ребята. Поэтому даже при приеме ужина в 19.00 часов вечера, завтрак осуществляется около 6.30 – 7.00 часов утра из-за раннего отъезда в школу. А отказ от первых блюд можно связать с предпочтением учеников более сытным вторым блюдам, так как обед, чаще всего, дома проходит не раннее 15.00 – 15.30 часов.

  1. В то же время можно отметить, что:

  • ежедневно завтракают дома до начала школьных занятий 84%;

  • редко употребляют сладкое – 81%;

  • получают фрукты и овощи в достаточном количестве – 89%;

  • не увлекаются обильным приемом пищи перед сном – 81%;

  • практически не употребляют жаренную пищу – 97%;

  • отдают предпочтение более раннему ужину – 81%.

Эти данные свидетельствуют о стремлении учащихся старших классов к поддержанию принципов рационального питания.

Анализ данных анкеты № 2 «Пищевые предпочтения учащихся 1 – 11 классов принципам рационального питания» показал, что 76% респондентов отдают предпочтения пище с большим количеством фруктов, овощей, морепродуктов, кисломолочных продуктов, отварных, печеных, тушеных и свежих блюд, продуктов, богатых витаминами (1-я категория). И только 24% опрошенных учащихся наряду с вышеуказанными продуктами отдают предпочтения менее полезным блюдам (острым, жирным, жареным, кондитерским, сладким, мучным), полезные продукты при этом не отвергаются (2 – я категория)

В качестве желанных деликатесов называют морепродукты, овощные блюда, фрукты, блюда, приготовленные из мяса 62%. И только 14% отдают предпочтения мучной и сладкой пище. А у 24% опрошенных данный вопрос вызвал затруднения.

К нелюбимым блюдам относят:

  • супы – 24%

  • каши – 24%

  • рыбу, морепродукты – 19%

  • сладости – 5%

  • сало – 5%

Таким образом, данные анкеты № 2 свидетельствуют о том, что пищевые предпочтения учащихся старших классов соответствуют критериям рационального питания. Ученики отдают предпочтения здоровой пище.

Анализ вопросов 4 и 5 анкеты № 2 «Пищевые предпочтения учащихся 1 – 11 классов принципам рационального питания» о знании учениками полезных и вредных продуктов для их питания показал следующие результаты:

  1. Полезными продуктами считают:

  • Овощи и фрукты – 90%

  • Мясные продукты – 24%

  • Молочные продукты – 24%

  • Рыба, морепродукты – 8%

  • Каши – 5%.

  1. Вредными продуктами считают:

  • Чипсы – 24%

  • Сладкие газированные напитки – 24%

  • Фаст-фуды – 22%

  • Жаренная и копченая пища – 11%

  • Сладости – 11%.

Что соответствует современным представлениям о здоровой пище.

ВЫВОДЫ

  1. Из литературных источников известно, что среди одной из важных причин возникновения проблем со стороны желудочно-кишечного тракта, нарушений эндокринной системы важную роль играют всевозможные нарушения организации питания. Наиболее значительный прирост заболеваний происходит в период школьной жизни – от 6 до 18 лет.

  2. По итогам изучения медицинских карт установлено, что нарушения здоровья, связанные с деятельностью ЖКТ и эндокринные нарушения, составляют 15% от общего числа учащихся старших классов школы.

  3. В результате проведенного анкетирования установлено, что среди учащихся  школы большинство учащихся ведут здоровый образ жизни, а характер их питания соответствует критериям рациональности питания.

  4. Из числа нарушений рационального питания чаще всего встречается: несоблюдение режима питания (между последним и первым приемом пищи проходит менее 12 часов), отсутствие первых блюд в рационе питания. Что, скорее всего, связано с особенностями режима дня учащихся.

  5. Анализ данных анкеты № 2 «Пищевые предпочтения учащихся 1 – 11 классов принципам рационального питания» показал, что 76% респондентов отдают предпочтения пище с большим количеством фруктов, овощей, морепродуктов, кисломолочных продуктов, отварных, печеных, тушеных и свежих блюд, продуктов, богатых витаминами. И только 24% опрошенных учащихся наряду с вышеуказанными продуктами отдают предпочтения менее полезным блюдам (острым, жирным, жареным, кондитерским, сладким, мучным), полезные продукты при этом не отвергаются. Таким образом, данные анкеты № 2 свидетельствуют о том, что пищевые предпочтения учащихся старших классов соответствуют критериям рационального питания. Ученики отдают предпочтения здоровой пище.

Наверх