Актуальность проблемы
В последнее время все большее число людей становится сторонниками здорового питания. Еще Гиппократ утверждал, что пища - лучшее лекарство, ведь человек рождается здоровым, а все болезни приходят вместе с пищей. Еда может не только утолить голод, но сохранить и поправить здоровье. Между едой и лекарством принципиальной разницы нет.
Правильное питание – важнейшая потребность человека. Сбалансированный рацион питания способствует правильному пищеварению, обеспечению потребностей организма в энергии. Исходя из данных Всемирной организации здравоохранения, молодые люди до 30 лет составляют свыше 35% населения в мире. В последние годы ВОЗ отмечает снижение показателей здоровья среди молодого поколения, большую часть которого составляют учащиеся и студенты.
Из литературных источников известно , что демографические и социально-экономические тенденции, а также неблагоприятная экологическая ситуация повлекли за собой ухудшение здоровья детского населения. В последние годы негативная динамика показателей здоровья детей и подростков приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом заболеваемости, особенно заболевания органов пищеварения. Среди причин возникновения проблем со стороны желудочно-кишечного тракта важную роль играют всевозможные нарушения организации питания. Наиболее значительный прирост заболеваний происходит в период школьной жизни – от 6 до 18 лет. В сложившихся условиях особую актуальность приобретает усиление среди школьников мер первичной и вторичной профилактики, ориентированных как на предупреждение возникновения заболеваний, так и на предотвращение уже имеющихся обострений.
Цели и задачи
Цель: Выявление отношения старшеклассников МБОУ Хлеборобная СОШ№5 к пищевому рациону и режиму питания.
Задачи:
1. Провести литературный обзор по проблеме соблюдения пищевого рациона и режима питания среди подростков.
2. Провести анкетирование учащихся старших классов школы для выявления отношения к пищевому рациону и режиму питания.
3. Установить отношение учащихся старших классов школы к пищевому рациону и режиму питания по итогам анкетирования.
Питательные вещества и пищевые продукты
Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности его организма (Волков, 2001).
Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения. В рационе ребенка школьного возраста, по мнению Зайцевой В. обязательно должны присутствовать следующие продукты: молоко или кисломолочные напитки, творог, сыр, рыба, мясные продукты, яйца.
Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника. Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.
Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:сливочное масло, растительное масло, сметану.
Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна. Суточная норма углеводов в рационе школьника – 300 - 400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г (Лубышева Л.И. ).
Необходимые продукты в меню школьника:хлеб или вафельный хлеб, крупы, картофель, мед, сухофрукты, сахар.
Лубышева Л.И. отмечает, что продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма. В рационе школьника также обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.
Установлено , что особым вопросом в питании школьников является применение при приготовлении пищи так называемых пищевых добавок, к которым обычно относят консерванты, антиоксиданты, стабилизаторы и красители. Эти вещества добавляются в пищу, чтобы придать ей необходимую консистенцию, вкус и запах. Многие из применяемых в настоящее время пищевых добавок, такие, как соль, уксус, желатин, перец, используются на протяжении многих веков, они всем известны, и их безвредность при приготовлении пищи ни у кого не вызывает сомнений. В то же время многие из пищевых добавок, которые стали применяться лишь в последнее время, часто вызывают определенные возражения из-за опасности возникновения болезненных и аллергических реакций на пищу у детей.
Это следует иметь в виду при организации питания учащихся в наших школах. Добиться кардинальных изменений к лучшему в этой сфере можно только на пути промышленного приготовления стандартизированных школьных завтраков, а также специальных продуктов и напитков, которые соответствовали бы требованиям современной науки о питании человека.
Режим питания и основные требования к пищевому рациону
Яценко В.Н. отмечает, что режим питания включает время и количество приемов пищи, интервалы между ними, распределение суточного пищевого рациона по энергоценности, качественному составу, набору продуктов и массе по приемам пищи. Режим питания детей школьного возраста предусматривает четырехразовый прием пищи через 3,5 – 4 часа с распределением ее энергоценности и с учетом учебных занятий в первую и вторую смену.
В основу режима питания должны быть положены четыре принципа: постоянство приемов пищи по часам суток, дробность питания в течение суток, максимальное соблюдение сбалансированности пищевых веществ при каждом приеме пищи и правильное физиологическое распределение количества пищи по ее приемам в течение дня. Наиболее полезен такой режим, когда на завтрак приходится около трети общего количества суточного рациона, на обед - несколько более трети и на ужин - менее трети. Важно, чтобы время между завтраком и обедом, а также между обедом и ужином составляло 5-6 часов. После ужина до начала сна должно пройти 3-4 часа.
Основные требования к пищевому рациону:
- энергетическая ценность рациона должна компенсировать энергозатраты организма, а в раннем онтогенезе – обеспечивать процессы роста и развития;
- оптимальное количество сбалансированных между собой пищевых и биологически активных веществ;
- хорошая усвояемость пищи, зависящая от состава и способа ее приготовления;
- высокие органолептические свойства пищи (внешний вид, вкус, запах, цвет, температура);
- разнообразие пищи;
- способность пищи создавать чувство насыщения за счет объема, состава и кулинарной обработки;
- санитарно-эпидемическая безупречность и безвредность пищи.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
7-10 лет – 2400 ккал
11-13 лет – 2400 -2600 ккал
14-17лет – 2600-3000ккал
если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
За простыми словами «школьное питание» стоит здоровье детей. Различные болезни органов пищеварения у детей и подростков, по данным валеологов, занимают 3-е место. Одним из важнейших факторов сохранения здоровья учащихся является организация правильного питания не только дома, но и в школе, где дети проводят большую часть времени. Врачи считают, что ухудшение здоровья детей и подростков связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическими загрязнениями окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни.
Изучив литературные источники на тему здорового питания школьников, сформировался вывод ;
1 – есть не менее четырех раз в день, на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Отличное время для перекуса между 15 и 16 часами. Это должна быть легкая закуска: орехи, яйца, овощи, миндальное или кокосовое молоко.
2 – сбалансированность основных «строительных элементов»; белков, жиров, углеводов, микроэлементов, витаминов, клетчатки, присутствие необходимых гормонов и витаминов.
3 - для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда.
4 – в пищевом рационе школьника должна присутствовать клетчатка, смесь трудно перевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.
5 - процесс приготовления пищи должен проходить так, чтобы сохранить в продуктах максимум питательных веществ, поэтому лучше готовить пищу на пару, варить или тушить; от жареной пищи лучше отказаться.
6 - тщательно пережевывать пищу, не торопиться во время еды.
7 - больные десны или кариозные зубы – дополнительный источник инфекции, которая создает дополнительную нагрузку не только
8 - рекомендуется не пить во время еды и сразу после приема пищи: необходимый интервал – полчаса.
9 - самое основное правило здорового и полезного питания, по моему мнению, заключается в том, чтобы позволять себе все, что хочется, но понемногу. Тогда даже вредные и высококалорийные продукты и блюда, не нанесут вреда здоровью и позволят сохранить иммунитет.
«Еда — естественная потребность человека, праздник жизни и, конечно, культура. Только вам решать, какая культура питания будет вокруг вашего стола». (Юлианна Плискина, психолог и эксперт по здоровому питанию). Состояние здоровья нашего организма напрямую связано с тем, что мы едим.
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объекты исследования
Для проведения исследования проведен опрос учащихся 1-11 классов МБОУ Хлеборобная СОШ№5 с пятого по одиннадцатый класс. Эксперимент проводился в апреле 2022 года. В нем приняли участие 104 ученика и 20 родителей школы. В предварительной беседе с участниками эксперимента было получено их добровольное согласие.
Было проведено анонимное анкетирование с целью выявления отношенияк режиму питания и выявления их пищевого рациона.
Методы исследования
-
Анкетирование
-
Сравнительный анализ
Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого.
Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.
Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.
При составлении вопросов анкеты следует руководствоваться требованиями, проверенными на практике и повышающими их обоснованность и надежность.
Анкета № 1 «Принципы рационального питания»
Подчеркните нужное: |
1. Где вы обычно первый раз принимаете пищу – |
а) дома, б) в школе. |
2. Присутствие первых блюд в вашем ежедневном меню – |
а) обязательно; б) желательно; в) как получится; г) стараюсь не есть первое. |
3. Я принимаю пищу – |
а) в определенные часы; б) почти всегда в одно время, в) за исключением каких-либо экстраординарных случаев, г) как получится. |
4. Перерыв (имеется в виду ночной) между последним и первым приемом пищи – |
а) примерно 12 часов, б) более 12 часов, в) менее 12 часов. |
5. Я ужинаю не позже – |
а) 18.00; б) 20.00; в) 22.00; г) позже 22.00. |
6. Перед сном я могу – |
а) плотно покушать, б) легко перекусить, в) что-нибудь попить, г) ничего не есть обычно. |
7. Я предпочитаю блюда – |
а) отварные, б) запеченные, в) жареные, г) разные. |
8. Между основными приемами пищи я люблю перекусить – |
а) фруктами, б) бутербродом с чем-нибудь существенным, в) сладким. |
9. Мама считает, что у меня аппетит – |
а) излишний, б) хороший, в) нормальный, г) плохой. |
10. Я ем свежие овощи, ягоды и фрукты – |
а) ежедневно сколько хочу; б) каждый день, но меньше, чем хотелось бы; в) не каждый день; г) редко. |
11. Я ем сладкие кондитерские изделия – |
а) ежедневно сколько хочу; б) каждый день, но меньше, чем хотелось бы; в) не каждый день; г) редко. |
12. В школьной столовой готовят – |
а) вкусно; б) есть можно; в) не вкусно; г) ужасно. |
Все пункты анкеты № 1 направлены на выявление соответствия питания школьников критериям рациональности.
Анкета № 2 «Пищевые предпочтения учащихся 1 – 11 классов принципам рационального питания»
Впишите нужное: |
1. Ваши любимые продукты и блюда |
2. Что вы считаете желанным деликатесом? |
3. Ваши самые нелюбимые продукты и блюда: |
4. Какие продукты, по-вашему, наиболее полезны? |
5. Какие продукты, по-вашему, наиболее вредны для здоровья? |
Для обработки данных анкетирования использован метод контент-анализа. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
В анкетах пункты были разделены на следующие категории:
1-я категория (1 балл) |
2-я категория (2 балла) |
3-я категория (3 балла) |
4-я категория (4 балла) |
1 – 5 (а) 6 (г) 7 – 8 (а) 9 (в) 10 (а) 11 (г) 12 (а) |
2 – 5 (б) 6 (б) 7 (г) 8 (б) 9 (б) 10 – 12 (б) |
2 – 3 (в) 5 – 6 (в) 7 (б) 9 (г) 10 (в) 11 (в) 12 (в) |
1 (б) 2 – 3 (г) 4 (в) 5 (г) 6 (а) 7 (в) 8 (в) 9 (а) 10 (г) 11 (а) 12 (г) |
1-я категория – идеально соответствует нормам рационального питания,
2-я категория – условно соответствует нормам рационального питания,
3-я категория – не достаточно соответствует нормам рационального питания.
4-я категория – абсолютно не соответствует нормам рационального питания.
В анкете №2 ответы распределялись по тем же категориям в соответствии со следующим принципом:
1-я категория – предпочтение фруктов, овощей, морепродуктов, кисломолочных продуктов; отварных, печеных, тушеных и свежих блюд; продуктов, богатых витаминами (печень, яйца, зелень) и т.п.
2-я категория – предпочтение наряду с вышеуказанными продуктами менее полезных блюд (острых, жирных, жареных, кондитерских сладких мучных и т.п.), полезные продукты не отвергаются;
3-я категория – предпочтение сладостей, копченостей, жареных, острых, жирных, консервированных блюд, наряду с употреблением полезной пищи, возможно неприятие некоторых полезных продуктов при предпочтении других;
4-я категория – неприятие пищи, рекомендуемой для данного возраста и предпочтение продуктов, не пригодных для детского питания или не рекомендуемых для здорового питания в любом возрасте.
За определенный уровень соответствия результатов здоровому образу жизни были условно приняты следующие количества баллов:
от 37 до 62 баллов – низкий уровень соответствия ЗОЖ;
от 28 до 36 балла – средний уровень соответствия ЗОЖ;
менее 28 – высокий уровень соответствия ЗОЖ.
Метод сравнительного анализа – это метод анализа объектов, при котором производится сравнение нового состояния объекта со старым состоянием или сравнение состояния одного объекта с другим, с которым сравнение может быть уместным. Сравнительный анализ является одним из основных методов, применяемых в научных исследованиях.
Сравнительный анализ – специфическая методологическая процедура, обеспечивающая расчленение сравниваемых явлений на составляющие, их познание и сравнение друг с другом с целью определения их сходств и различий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ медицинских карт обучающихся
В ходе организации исследования проведено изучение медицинских карт учащихся старших классов школы совместно с медицинским работником. По итогам изучения медицинских карт установлено, что среди учащихся школы имеются нарушения здоровья, в 1-11 классах данных лишь 3 % учащихся в 1-ом классе здоровы, во 2-ом классе -2,5%, в 3-ем классе-3,5%, в 4 –ом классе – 4,5%, в 5-ом классе – 4,2%, в 6-ом классе-3,2%, в 7-ом классе – 4,2%, в 8-ом классе – 4 %, в 9-ом классе-3,6%, в 10-ом классе – 8 %, а в 11-ом классе – 1 % здоровых учеников . Во всех классах физическое состояние школьников неудовлетворительное. В среднем, лишь 3 человека из каждого класса считают себя здоровыми, не имеющими каких-либо заболеваний. Самые распространенные заболевания – сколиоз, нарушение осанки, остеохондроз. 35 % респондентов имеют хронические заболевания.На основании полученных данных можно предположить, что старшеклассники школы достаточно требовательны в отношении своего пищевого рациона и режима питания.
Результаты соотношения показателя здоровья учащихся 1-11 классов (%)
Анкетирование
Анализ данных анкеты № 1 «Принципы рационального питания» показал, что:
-
Уровень здорового образа жизни соответствует следующим данным
-
Низкий уровень ЗОЖ – 5% респондентов
-
Средний уровень ЗОЖ – 49% респондентов
-
Высокий уровень ЗОЖ – 46% респондентов
Рис. 1 Уровень соответствия питания школьников требования ЗОЖ
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников школы ведут здоровый образ жизни, а характер их питания соответствует критериям рациональности питания.
-
В качестве отклонений от принципов рационального питания среди ответов респондентов следует отметить :
-
избыточное потребление сладкого – 19% анкетируемых,
-
невозможность получать желаемое количество фруктов – 11%,
-
обильный прием пищи перед сном – 19%,
-
предпочтение жареных блюд – 3%,
-
несоблюдение режима питания – 46%,
-
отсутствие первых блюд в рационе – 49%,
-
поздний ужин (после 22.00) – 19%.
Рис. 2 Отклонения от принципов рационального питания
Таким образом, из числа нарушений рационального питания чаще всего встречается: несоблюдение режима питания (между последним и первым приемом пищи проходит менее 12 часов) – 46% респондентов; отсутствие первых блюд в рационе питания – 49%. Скорее всего это связано с особенностями режима дня учащихся. Большинство из старшеклассников – подвозимые ребята. Поэтому даже при приеме ужина в 19.00 часов вечера, завтрак осуществляется около 6.30 – 7.00 часов утра из-за раннего отъезда в школу. А отказ от первых блюд можно связать с предпочтением учеников более сытным вторым блюдам, так как обед, чаще всего, дома проходит не раннее 15.00 – 15.30 часов.
-
В то же время можно отметить, что:
-
ежедневно завтракают дома до начала школьных занятий 84%;
-
редко употребляют сладкое – 81%;
-
получают фрукты и овощи в достаточном количестве – 89%;
-
не увлекаются обильным приемом пищи перед сном – 81%;
-
практически не употребляют жаренную пищу – 97%;
-
отдают предпочтение более раннему ужину – 81%.
Эти данные свидетельствуют о стремлении учащихся старших классов к поддержанию принципов рационального питания.
Анализ данных анкеты № 2 «Пищевые предпочтения учащихся 1 – 11 классов принципам рационального питания» показал, что 76% респондентов отдают предпочтения пище с большим количеством фруктов, овощей, морепродуктов, кисломолочных продуктов, отварных, печеных, тушеных и свежих блюд, продуктов, богатых витаминами (1-я категория). И только 24% опрошенных учащихся наряду с вышеуказанными продуктами отдают предпочтения менее полезным блюдам (острым, жирным, жареным, кондитерским, сладким, мучным), полезные продукты при этом не отвергаются (2 – я категория)
В качестве желанных деликатесов называют морепродукты, овощные блюда, фрукты, блюда, приготовленные из мяса 62%. И только 14% отдают предпочтения мучной и сладкой пище. А у 24% опрошенных данный вопрос вызвал затруднения.
К нелюбимым блюдам относят:
-
супы – 24%
-
каши – 24%
-
рыбу, морепродукты – 19%
-
сладости – 5%
-
сало – 5%
Таким образом, данные анкеты № 2 свидетельствуют о том, что пищевые предпочтения учащихся старших классов соответствуют критериям рационального питания. Ученики отдают предпочтения здоровой пище.
Анализ вопросов 4 и 5 анкеты № 2 «Пищевые предпочтения учащихся 1 – 11 классов принципам рационального питания» о знании учениками полезных и вредных продуктов для их питания показал следующие результаты:
-
Полезными продуктами считают:
-
Овощи и фрукты – 90%
-
Мясные продукты – 24%
-
Молочные продукты – 24%
-
Рыба, морепродукты – 8%
-
Каши – 5%.
-
Вредными продуктами считают:
-
Чипсы – 24%
-
Сладкие газированные напитки – 24%
-
Фаст-фуды – 22%
-
Жаренная и копченая пища – 11%
-
Сладости – 11%.
Что соответствует современным представлениям о здоровой пище.
ВЫВОДЫ
-
Из литературных источников известно, что среди одной из важных причин возникновения проблем со стороны желудочно-кишечного тракта, нарушений эндокринной системы важную роль играют всевозможные нарушения организации питания. Наиболее значительный прирост заболеваний происходит в период школьной жизни – от 6 до 18 лет.
-
По итогам изучения медицинских карт установлено, что нарушения здоровья, связанные с деятельностью ЖКТ и эндокринные нарушения, составляют 15% от общего числа учащихся старших классов школы.
-
В результате проведенного анкетирования установлено, что среди учащихся школы большинство учащихся ведут здоровый образ жизни, а характер их питания соответствует критериям рациональности питания.
-
Из числа нарушений рационального питания чаще всего встречается: несоблюдение режима питания (между последним и первым приемом пищи проходит менее 12 часов), отсутствие первых блюд в рационе питания. Что, скорее всего, связано с особенностями режима дня учащихся.
-
Анализ данных анкеты № 2 «Пищевые предпочтения учащихся 1 – 11 классов принципам рационального питания» показал, что 76% респондентов отдают предпочтения пище с большим количеством фруктов, овощей, морепродуктов, кисломолочных продуктов, отварных, печеных, тушеных и свежих блюд, продуктов, богатых витаминами. И только 24% опрошенных учащихся наряду с вышеуказанными продуктами отдают предпочтения менее полезным блюдам (острым, жирным, жареным, кондитерским, сладким, мучным), полезные продукты при этом не отвергаются. Таким образом, данные анкеты № 2 свидетельствуют о том, что пищевые предпочтения учащихся старших классов соответствуют критериям рационального питания. Ученики отдают предпочтения здоровой пище.